Рисунок 2. Натальная карта и таблица аспектов
Тема, связанная с детством и жизнью в родительском доме, доминирует в творчестве Салтыкова-Щедрина (Уран, управитель 4 родительского Дома, находится 3 Доме склада ума и письменной деятельности). Именно эту семейную тему, проблемы родительского гнезда, находящегося в процессе упадка, писатель постоянно выносил на общественный суд (на это указывают Южный Узел в соединении с ретроградным Сатурном в кризисном 8 Доме и Луна в связке с Юпитером в 10 Доме самореализации). Очень сильным является акцент на собственном личностном развитии. Всю свою энергию он направляет на достижение поставленных целей, руководствуясь своими принципами и взглядами (Марс на Асценденте, стеллиум в 3 Доме, связка Луна-Юпитер в 10 Доме).
Луна является символом господствующей потребности человека, а она находится в 10 Доме в карте писателя, поэтому все тяжелые проблемы своего детства, негативные эмоции он выносит в своих произведениях на суд общественности. Салтыкову-Щедрину нелегко было найти внутреннее равновесие: это мы видим из соотношения положений Солнца, Луны и Сатурна в его карте рождения. Его пораженная ретроградным Сатурном из 8 Дома Луна находится над горизонтом в 10 Доме, а Солнце – под горизонтом в 3 Доме. Такое положение говорит о том, что опыт прошлого (задатки, полученные от родителей, детский опыт) будет постоянно влиять на его отношения с окружающими, натив будет болезненно восприимчивым ко всему, что происходит вокруг. Поэтому достичь определенной степени внутренней свободы он смог только через литературное творчество. Деятельность писателя, публициста и журналиста помогала ему сохранить хоть какую-то внутреннюю стабильность. У писателя идет постоянная внутренняя борьба с собой, со своей натурой, глубинными привычками, идущими из детства, он чувствует постоянную неудовлетворенность. Из-за болезненной чувствительности любое несовершенство, которое Михаил Евграфович видел во внешней жизни, приводило его в состояние повышенной нервозности и крайней степени раздражения.
Марс всегда приносит в дела Дома, в котором он находится, непрерывную, кипучую активность, и человек стремится приложить максимум усилий, чтобы добиться лучшего результата. Весь потенциал энергии он будет вкладывать в свою деятельность, чтобы заслужить общественное одобрение и признание. Марс в гороскопе Салтыкова-Щедрина находится в 1 Доме на Асценденте в Скорпионе, поэтому марсианская энергия бурлила и требовала выхода, а его самовыражение было окрашены цветом Марса. Сильный по знаку и дому Марс поражает квадратурой Солнце в Водолее в 3 Доме, и это говорит о трудностях в развитии личности, опрометчивых поступках, о проявлениях грубости, раздражения и нетерпеливости.
Писатель был излишне эмоциональным, мог говорить колкости даже при первом знакомстве, очень любил алкоголь, азартные игры (вист, преферанс). Софья Унковская, дочь близкого друга писателя, в своих мемуарах вспоминает про случай, когда Салтыков упал с дрожек и серьезно повредил голову (Марс на Асценденте):
«Во многих местах своих сочинений Салтыков бичует русский народ за пьянство, безрасчетливость и неаккуратность, между тем как вся первая половина жизни М. Е. была полна отклонений в сторону служения Бахусу, причем М. Е. и положил начало тяжелому разрушению его здоровья, выразившемуся в приобретении тех болезней, существование которых, кажется, констатировал в нем Боткин. Воспоминания моего отца о совместно проведенных с М. Е. всякого рода «» были полны рассказами о дохождении всякий раз М. Е. до крайней степени опьянения. У покойного отца в конце 1860-х гг. и в начале 1870-х годов бывали регулярные собрания каждую пятницу, на которые сходились чуть ли не все передовые по своим воззрениям деятели того времени, и в том числе много представителей литературы и искусства. В этих собраниях всегда принимали участие H. A. Некрасов, М. Е. Салтыков, увеселявший все общество известный актер И. Ф. Горбунов, А. Ф. Кони, Евгений› Исакович Утин, Ю. Г. Жуковский и др. Как всегда и везде в то время, вечеринки не обходились без ужинов с крепкими напитками, причем редко кто так злоупотреблял алкоголем, как А. И. Европеус, в конце концов умерший от отравления спиртом, и М. Е. Салтыков, доходивший почти всякий раз до потери сознания. Был даже случай, когда Салтыков, державший собственные дрожки, садясь на них, не смог удержать равновесие и перевалился через дрожки прямо на мостовую, получив при этом тяжелые повреждения головы и всего тела.Видимо, об этом эпизоде упоминает Е. А. Салтыкова в письме от 21 октября 1872 г. к управляющему имением Витенево А. Ф. Каблукову: «Мишель упал с дрожек и расшиб себе лоб и все еще не может совсем оправиться».Марс (совместно с Плутоном), управляя Асцендентом и неблагоприятно аспектируя Солнце, является еще и управителем 6 Дома болезней в Овне. Это положение изначально неблагоприятно для здоровья. Марс, управляя 1 и 6 Домами, сам находится в 1 Доме на Асценденте, поражая, таким образом, оба дома, относящихся к здоровью. Салтыков-Щедрин действительно имел проблемы со здоровьем уже в достаточно молодом возрасте. Например, писатель с детства страдал хроническими воспалениями кожи в области лица и головы (Марс на Асценденте). Уместно привести выдержку из письма Салтыкова (11 марта 1849 года) губернатору Вятки А. Середе, в котором он просит предоставить ему четырехмесячный отпуск:
«Вместе с тем постоянные золотушные припадки, обнаруживающиеся глазными воспалениями и ревматическими болями, вынуждают меня просить о дозволении мне хотя некоторую часть означенного времени пробыть в С.-Петербурге, для принятия советов от тамошних врачей касательно моего болезненного положения». Также эта констелляция дает резкий, громкий, отрывистый голос, бестактность, грубые манеры, стремление до последнего вести свою линию и сильное желание к руководству другими. Все эти черты были характерны для М. Е. Салтыкова-Щедрина: грубый голос, угрюмый вид, импульсивность, несдержанность и цинизм.
Марс на Асценденте в Скорпионе является сложным аспектом для реализации, дает очень сильный напор энергии и склоняет человека к крайней степени активности. Эта энергия должна найти выход в немедленных действиях, иначе возникает нервность и раздражительность. Современники отмечают его своеобразный черный юмор Скорпиона, колкости и жесткость шуток, он мог говорить смешные вещи, но сам при этом не смеялся. У Салтыкова-Щедрина был взбалмошный, тяжелый, неровный и вспыльчивый характер, он абсолютно не терпел, когда ему кто-либо противоречил в споре – тогда быстро терял самообладание и начинал ругаться. Но надо также отметить, что через какое-то время после вспышки он остывал, мог извиниться, ссылаясь при этом на свой тяжелый характер. Но за угрюмым внешним видом скрывалась натура идеалистичная, мечтательная и чувствительная, об этом говорит тригон Луны к соединению Меркурия с Нептуном.
Основное противоречие характера и натуры писателя заложено в своеобразном сочетании идеализма (связка Луна-Юпитер в тригоне к связке Меркурий-Нептун) и склонности к воинствующему рационализму. На это указывают упомянутый тригон, который приходится на «рационализирующие» знаки Девы и Козерога, а также Марс на Асценденте в Скорпионе в квадратуре к Солнцу. Вообще, эти конфигурации говорят о стремлении натива агрессивно позиционировать себя, как «сверхрационального», практичного человека, чуждого идеализму, чувствительности и сентиментальности. Действительно, Салтыков-Щедрин в своих публицистических и художественных произведениях в большинстве случаев показывает своих героев слабыми, порочными, глупыми, крайне уязвимыми и несимпатичными, показывает (в том числе «возвышенные») устремления, желания и страсти мелкими, вызывающими в лучшем случае жалость и брезгливость. Показательно высказывание биографа писателя Сергея Макашина:
«В сложную область человеческих чувств Салтыков всегда (если начинать с его первых юношеских повестей) стремился вносить верховный контроль разума, идеи. Здесь, как и всюду, он был просветителем. Подчинение стихийному, иррациональному всегда означало для него не только унижение человеческого достоинства, но и опасную для общества социальную аномалию. Недаром высшим мерилом осуждения было у сатирика многозначительное для него слово „бессознательность“. Это не означает, конечно, что во всей своей личной жизни писатель ни разу не испытал сильного, непосредственного чувства любви. Такой вывод, к которому пришел в свое время Кранихфельд, не подтверждается фактами биографии сатирика; он упрощает и обедняет его живой образ в угоду тем, по словам Горького, „уныло-постным изображениям“, которые так любили „всяческие Скабичевские“, то есть буржуазно-либеральная и народническая критика. Салтыков был натурой в высшей степени активной, живой, страстной. Именно страстность, а не рефлексия, была присуща решительно всем его переживаниям, включая, разумеется, и область личного чувства. Мы уже говорили, что Салтыков довольно бурно справлял после выхода из лицея свой „праздник жизни, молодости годы“. То же следует сказать и о Вятке. Он испытал здесь сильное увлечение Натальей Николаевной Середой, женой губернатора, что не осталось тайной для достаточно широкого круга людей, притом не только в самой Вятке. Было здесь пережито и другое чувство кратковременное, но сильное — к женщине, чье имя мы не знаем. Об этом романе Салтыкова можно судить по художественно-автобиографическому наброску „Вчера ночь была такая тихая...“, относящемуся к периоду Вятки; набросок не был использован в печати, несомненно, в силу своей откровенной автобиографичности. Одним словом, никаким принципиальным аскетизмом Салтыков вовсе не отличался. Но ему действительно в высшей степени была присуща потребность управлять своими чувствами, предупреждать их опасную гипертрофию, дисциплинировать их контролем разума, а главное – гармонически сочетать их со всей широкой областью жизненной активности и творчества человека. Последнее особенно важно. Салтыков не признавал за любовным влечением права на наименование „главной человеческой страсти“.Он считал, что такое особое выделение не только лишено разумных оснований, но и социально вредно».Но парадокс заключается в том, что антиидеалистическое самопозиционирование Салтыкова-Щедрина говорит как раз-таки об обратном – о сверхидеализме и проистекающей из него идеалистической же попытке его изжить, отгородившись от «социально вредных», дестабилизирующих дискурсов. Писатель занимает даже презрительную позицию холодного и бесстрастного судьи, свидетеля жалкости и слабости обывателя (кстати, упоминаемый Сергеем Макашиным рассказ «Вчера ночь была такая тихая…» фактически является одним из редчайших примеров, когда этот взгляд писатель направляет на самого себя и при этом даёт себе неутешительную оценку). Например, Софья Унковская вспоминает, что в определенных жизненных ситуациях писатель был очень суеверным:
«Когда я вспоминаю его у нас, то он мне всегда представляется сидящим за карточным столом и играющим в винт с моим отцом, Некрасовым и одним из братьев Корсаковых. Голос и кашель его раздавался по всей квартире. Большие серые глаза с строгим выражением, длинная борода, громкий голос. Он терпеть не мог, чтобы кто-нибудь из посторонних во время игры подходил к карточному столу. “Уж эти родственники, – говорил он, – всегда несчастье принесут”. У него существовали свои приметы насчет карт: он долго не брал карт в руки после того, как сдадут. «Пусть накозыряются», – говорил он». Любопытно, что под конец жизни Салтыков-Щедрин пишет с разочарованием о том, что его дети не «имеют поэзии в сердцах» (из письма к Елисееву): «Несчастливы будут мои дети; никакой поэзии в сердцах; никаких радужных воспоминаний, никаких сладких слез; ничего, кроме балаганов. Ежели я что-нибудь вынес из жизни, то все-таки оттуда, из десятилетнего деревенского детства».Если Марс в 1 Доме на Асценденте имеет гармоничные аспекты к другим планетам, то поведение человека будет более стабильным, он реже будет проявлять такие черты, как вздорность, необузданность и сварливость. Но в карте писателя Марс на Асценденте в Скорпионе имеет только один мажорный аспект – сходящийся напряженный аспект квадратуры к Солнцу в 3 Доме в Водолее. Салтыкову-Щедрину хотелось быть первым в рядах борцов за реформы, сделать что-то особенное, уникальное. Такая аспектация склоняет к поиску соперников и преступников, к выполнению миссии борца с коррупцией и казнокрадством. Эту жесткую марсианскую энергию он проявлял в своей деятельности на государственной службе. Но наиболее полно энергия напряженной связи Марса на Асценденте и Солнца в Водолее в 3 Доме конкретного мышления и связи через письмо и речь проявилась в сатирических романах, очерках и сказках Салтыкова-Щедрина, а также в его деятельности журналиста и главного редактора «Отечественных записок».
Марс на Асценденте обеспечивает натиск и динамизм его действий, а квадратура Марса к Солнцу в Водолее в 3 Доме дает устремленность («через тернии – к звездам») к достижениям в профессиональной деятельности и к самореализации в литературной карьере. Таким образом, Салтыковым-Щедриным был найден наиболее конструктивный способ для управления своей мощной марсианской энергией. Солнце управляет 10 Домом престижа, статуса и профессиональной реализации, а находится в 3 Доме в Водолее: после 1868 года карьера писателя, публициста и редактора журнала стала для Салтыкова-Щедрина главным делом жизни.
В карте рождения писателя мы видим треугольную конфигурацию планет, состоящую из тригона, квадратуры и квинконса. Связка Луна-Юпитер в Деве в 10 Доме находится в квадратуре с ретроградным Сатурном и Южным Узлом в Близнецах в 8 Доме, но также еще формирует тригон к Меркурию и Нептуну в Козероге в 3 Доме. В свою очередь, ретроградный Сатурн в Близнецах в 8 Доме находится в аспекте квинконса к связке Меркурий-Нептун в Козероге в 3 Доме.
Квинконс дает ощущение внутреннего разлада, крайней неудовлетворенности, а также требует перемены отношений, привычек и приспособления к условиям, которые связаны в карте Салтыкова-Щедрина с 3 Домом (восприятие, мышление, речь, отношения с близким окружением, родственниками) и 8 Домом (кризисы, тяжбы и разлад в семье из-за наследства, трансформация и смерть). Напряжение, которое вызывает аспект квинконса ретро-Сатурна в 8 Доме к соединению Меркурий-Нептун в 3 Доме, вырывается наружу через аспект квадратуры Луны и Юпитера из 10 Дома статуса и профессиональной самореализации к Сатурну в 8 Доме кризисов и потрясений в Близнецах.
Испытания и удары судьбы, которые наносит квадратура Луны и Юпитера к ретро-Сатурну, гармонизируются тригоном Луны и Юпитера к соединению Меркурия и Нептуна в Козероге в 3 Доме. Ретроградный Сатурн в Близнецах в 8 Доме кризисов является планетой, которая в этой конфигурации испытывает наибольшее напряжение. Салтыков-Щедрин находит выход для своей энергии в создании сатирических произведений, в которых уже в 1870-ые годы все больше внимания уделяется теме упадка, разрушения и смерти. Гротескная форма изложения скрывает художественное обобщение реальных жизненных явлений.
Тригон Луны и Юпитера в Деве в 10 Доме к Меркурию, Нептуну и Урану в Козероге в 3 Доме приносит его произведениям большую силу воздействия на читателя, а также содействует его успеху на литературном поприще. Эта треугольная конфигурация, состоящая из квадратуры, тригона и квинконса (конфигурация «большой клин»), действует в виде постоянного напряжения. Историю семьи, в которой родился, отношения с матерью, женой, братьями (особенно с братом Дмитрием) и другими домочадцами Салтыков-Щедрин вновь и вновь отражает в своих романах и рассказах, и это продолжается в течение всей его жизни. Образы разрушения и смерти настолько активизируются в его произведениях, что мы уже наблюдаем, по сути, фантасмагорию. В произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются гротескность художественного мышления и виртуозное владение словом. Сатирические творения (романы, сказки, рассказы) занимают особое место в самовыражении писателя; они принесли ему исключительный успех.
Ощущение вязкости и беспросветности, принадлежности к системе застоя, в которой человек является винтиком, было у него уже с детства. Одиночество, сложные отношения с родителями описывает квадратура Луны и Юпитера в 10 доме к Сатурну и Южному Узлу в 8 Доме разрушения и смерти. Отсюда и нарастание в течение жизни мортальных мотивов в творчестве писателя.
Интересно, что ретроградный Сатурн в 8 Доме (имеющий квинконс к соединению Меркурия с Нептуном), находится в Близнецах, диспозитором которых является Меркурий, а сам Меркурий детерминирован в 3 Доме в Козероге, диспозитором которого является Сатурн. Эта тесная связь Меркурия и Сатурна (рецепция) склоняла Салтыкова-Щедрина к тому, чтобы выражать на бумаге свои мысли и чувства, проживать и трансформировать свои бурные эмоции и кризисные жизненные события в своем литературном творчестве (сильная связь 3 и 8 Домов).
Ретроградный Сатурн на Южном Узле в Близнецах в 8 Доме жизненных кризисов находится на пике сильных эмоций, связанных с самыми глубокими слоями психики, обычно скрытых от людских глаз.
Такое положение склоняет к выработке своих правил и норм жизни, которые будут входить в противоречие с правилами, нормами и принципами, принятыми в обществе. Ограничивающее действие ретроградного Сатурна на Южном Узле в Близнецах сопровождало писателя всю жизнь, начиная с детского возраста, а во второй половине жизни, и особенно в пожилом возрасте, эти ограничения были связаны как с литературной деятельностью писателя, так и с плохим состоянием его здоровья. Ретроградный Cатурн в соединении с Южным Узлом влияет на чувство ответственности человека. Ему трудно соблюдать меру во всем: в работе, в отношениях с домашними, с супругой, с родственниками. Преобладает гипертрофированное чувство ответственности за все, что происходит вокруг, присутствует навязчивая потребность все держать под своим контролем. Процессы и события, происходящие в обществе и семье, вызывают сильную неудовлетворенность и крайнюю степень раздражительности. Человек не может расслабиться ни на минуту и это плохо влияет на его психическое состояние и здоровье в целом. Надо сказать, что эта комбинация также способствует писательскому труду, позволяет выплеснуть на бумагу скопившееся напряжение, все свои мысли и чувства. Соединение Сатурна с Южным Узлом заставляет отдавать свое время и силы служению какой-то глобальной цели, так, во всяком случае, человек понимает свою миссию. Причем, о каком-то вознаграждении за свою работу люди с такой комбинацией в гороскопе не должны думать, так как Южный Узел призывает их работать, но не привязываться к результатам своей деятельности. Вознаграждением для них должна быть уже сама возможность делать то, что они делают в жизни. Для Салтыкова-Щедрина это была писательская и журналистская деятельность. Человек с такой констелляцией сталкивается на протяжении всей жизни с сильными ограничениями во всем (как это и было у Салтыкова-Щедрина). И это обстоятельство, с одной стороны, его сильно злило, раздражало (Марс на Асценденте в Скорпионе усиливал это качество характера), но, с другой стороны, сделало философом и циником, а в последние годы жизни, в том числе из-за болезни, усилились замкнутость и нелюдимость.
По Северному Узлу в Стрельце во 2 Доме он стремился к земным достижениям и радостям, но Южный Узел в Близнецах в 8 Доме кризисов, потрясений и потерь постоянно его ограничивал чувством долга перед семьей и призванием. О том, что его сильно обременяли и мучали темы ответственности, долгов и долга, можно увидеть не только из его литературного творчества, об этом же говорят его письма к разным адресатам.
Поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина стала ссылка в Вятку. Именно там он познакомился со своей будущей женой Елизаветой Апполоновной Болтиной, дочерью вятского вице-губернатора. Его Венера, натально управляющая 7 Домом брака и 12 Домом изгнания и ссылки, в гороскопе рождения детерминирована в 3 Доме ученичества, контактов и связей: вице-губернатор А. П. Болтин пригласил Михаила Евграфовича в свой дом для занятий историей и словесностью с его дочерьми-подростками. Салтыков-Щедрин даже написал для них курс «Краткой истории России». В результате он влюбился в одну из сестер – 12-летнюю Елизавету, а через 4 года она стала его женой.
Семейная жизнь пары складывалась сложно, обстановка в доме была очень нервная. Михаил Евграфович был нетерпелив, груб, вспыльчив и ревнив (Марс на Асценденте в квадратуре к Солнцу в 3 Доме). Венера, являясь управителем 7 Дома брака, натально детерминирована в 3 Доме гороскопа и находится в конъюнкции с Ураном, управителем 4 Дома. Эта констелляция вносит в супружеские отношения нестабильность, нервозность, неожиданные финансовые потери и расходы.